Как все начиналось(23)

Итак, финальный матч претендентов Анатолий Карпов — Ян Тимман. Меня и главного редактора журнала «64 — Шахматное обозрение» Александра Рошаля командировал в Куала-Лумпур Госкомспорт СССР. Это важная деталь поездки, потому что именно это обстоятельство стало причиной серьезных проблем на старте матча. К этому времени я уже вёл радиорепортажи из Испании, Греции, Швеции и никаких технических проблем у меня не возникало. А вот в Малайзии проблемы возникли, да такие, что шахматные репортажи были на грани срыва. Сегодня я с улыбкой вспоминаю себя прежнего, когда мне казалось, что все проблемы решаются вроде бы сами собой. Когда я приезжал в Испанию, Грецию и Швецию, то там уже все было готово для работы, а вот в Куала-Лумпур все пошло по совершенно неожиданному сценарию, к которому я был не вполне готов, хотя вроде бы все делал правильно. Я лично участвовал в заказе радиоканалов из Куала-Лумпур, сам заполнил и отнёс все заявки в соответствующие технические службы в Останкино. Меня заверили, что никаких проблем быть не должно и дали телефоны местной радиокомпании, по которым я должен был позвонить по прибытию в Малайзию. Сегодня я смею предположить, что если бы у меня была командировка от Гостелерадио, то проблем бы действительно не возникло, так как все задействованные у нас технические и финансовые службы десять раз перепроверили все ли в порядке с каналами связи. Сделали бы все, чтобы не сорвать командировку своего спецкора, да и проинструктировали бы меня куда более тщательно. А так, прилетев в Малайзию и начав звонить по данным мне телефонам, я очень быстро выяснил, что меня, по аналогии с картиной Репина, «Не ждали».Сначала отфутболивали с одного телефона на другой, пока я не попал на сотрудницу, которая оказалась в курсе нашего заказа. Сложность была ещё и в том, что мы могли общаться только на неродном для нас английском языке, которым мы владели примерно одинаково. Усилием воли и интеллекта я сумел понять главное — малайзийская радиокомпания требует от Гостелерадио заранее оплатить все расходы, связанные с организацией трансляций. Обо всем этом я сообщил в Москву и мне пообещали, что постараются в ближайшее время решить этот финансовый вопрос. Но время шло, а вопрос решаться не спешил…Почему же в Испании, Греции, Швеции у меня технических проблем не возникало? Что было главной причиной моих проблем в Малайзии? Дело в том, что во всех перечисленных европейских странах были корреспондентские пункты Гостелерадио СССР, в которых постоянно работали наши корреспонденты. Они прекрасно знали все ходы и выходы, знали к кому обращаться по вопросам заказа каналов и перегонов видео и аудиоматериалов и знали как эти вопросы решаются. А вот в Малайзии корреспондентский пункт Гостелерадио отсутствовал, во всяком случае в те годы. Так что помощи от коллег ждать не приходилось, но все же помощь пришла. Александр Рошаль, который был в курсе всех событий, в разговоре со мной невзначай обронил, что на открытии матча будет присутствовать наш посол в Малайзии. И тут меня осенило — ПОСОЛЬСТВО! Вот кто может помочь в этой непростой ситуации! Не долго думая, я связался по телефону с посольством и вышел на связь с атташе по культуре. К моему сожалению уже не помню, как звали этого замечательного человека, но он сразу понял и правильно оценил возникшую ситуацию, взял у меня телефон сотрудницы радиокомпании и обещал перезвонить мне в отель. Вмешательство посольства быстро стало приносить свои плоды, лучшего посредника в решении всех возникших проблем невозможно было придумать. События развивались стремительно, в тот же день состоялась знаменательная встреча в здании, где проходил матч. Я познакомился с сотрудницей радиокомпании и с атташе по культуре, который, ко всему прочему, оказался большим любителем шахмат. Больше вопрос о предварительной оплате не возникал, гарантий советского посольства оказалось вполне достаточно для того, чтобы все волшебным образом переменилось. Уже в первой половине следующего дня для меня была оборудована комментаторская позиция в студии, из которой я сквозь стекло мог наблюдать за сценой, где играли шахматисты, а также за ходом партии на огромной электронной демонстрационной доске. На протяжении всего матча рядом со мной находился техник, который за полчаса до эфира устанавливал прямой и обратный каналы с Москвой, а во время прямого репортажа контролировал уровень и качество звука. Не было никаких проблем и с перегоном в Москву интервью, которых за время матча я взял предостаточно. Откровенно говоря, таких шикарных условий для работы как в Куала-Лумпур у меня в европейских странах не было. В дальнейшем работники посольства взяли надо мной шефство, дважды я побывал в посольстве у них в гостях, они также устроили для меня подробную экскурсию по городу, научили в каких магазинах лучше всего отовариваться. Кстати, именно в Куала- Лумпур я приобрёл первый свой видеомагнитофон, который тогда ещё был предметом роскоши. Планировалась даже поездка в Сингапур в один из выходных дней, но по «вине» Карпова она не состоялась, поскольку матч, в котором должно было быть сыграно 12 партий, благополучно завершился уже после девятой…После того, как все технические проблемы были решены, я наконец-то, смог перевести дух и оглядеться по сторонам, чтобы понять куда, собственно говоря, я попал. Признаюсь, что город меня поразил, в хорошем смысле этого слова. Я не ожидал, что увижу суперсовременный город, в котором памятники старины прекрасно сочетаются с самыми последними архитектурными новинками. Сегодня символом столицы Малайзии являются башни Петронас, самые высокие в мире башни-близнецы ( 452 метра каждая). Строительство этих башен началось в 1992 году. Но и тогда, во времена моего пребывания в Куала-Лумпур, небоскребов в городе было предостаточно. Климатические условия в Малайзии для российского человека оставляют желать лучшего — экваториальный тропический муссонный климат, с почти стопроцентной влажностью. Отель, в котором мы с Рошалем жили находился в тридцати минутах ходьбы до здания, где проходил матч. По дороге мы, как правило, заходили отдышаться в один из небоскребов, где сразу попадали в мир кондиционеров. Мы ещё смеялись, что у нас в стране, чтобы подышать свежим воздухом, выходят из здания, а в Малайзии за глотком нормального воздуха надо в здание войти. Из-за такого климата, настоящая жизнь в городе начинается после захода солнца и продолжается всю ночь. Мы часто по ночам гуляли по городу, заходили на центральный рынок, где был просто колоссальный выбор самых разных товаров. Товарищи из посольства нам объяснили, что преступность в городе практически нулевая и мы можем гулять в любое время, в любом месте, где нам только вздумается. Ещё запомнились таблички и плакаты, которые все время попадались на пути, и в которых напоминалось жителям города и гостям, что за хранение и распространение наркотиков, полагается смертная казнь. Так что встречи с наркоманами опасаться не приходилось. В Малайзии проживают в основном три нации — малазийцы, китайцы, индийцы. Было время, когда в стране происходили серьезные межнациональные конфликты, но с ними началась беспощадная борьба — смертная казнь за разжигание межнациональной розни. И конфликты прекратились…Ну а теперь о том, что тогда тридцать лет назад представлял из себя голландский гроссмейстер Ян Тимман, насколько серьёзным для Карпова соперником он был в 1990 году. Начну с того, что все источники, в которых вы сможете найти информацию о Яне Тиммане обязательно отмечают тот факт, что Тимман единственный в мире шахматист, который трижды побеждал Карпова в турнирах в период его чемпионства в 1975-1985 годах. Это было в Бугойно (1978), Буэнос-Айресе (1980), Март-дель-Плата (1982). Причём дважды Тимман победил в сицилианской защите, играя чёрными. Карпов и Тимман — ровесники, оба 1951 года рождения, познакомились и сыграли свои первые партии еще на юношеских соревнованиях в конце шестидесятых годов прошлого века. Во второй половине восьмидесятых и в первой половине девяностых Тиммана называли чемпионом остального мира, в эти годы он входил в пятерку лучших шахматистов планеты и его выход в финал матчей претендентов был абсолютно заслуженным. И все же фаворитом в этом матче безусловно был Карпов… В одном из недавних интервью он рассказал о том, что перед началом поединка в столице Малайзии, крупный голландский бизнесмен предложил ему проиграть матч за очень солидное вознаграждение. Карпов, естественно, отказался, но сам факт такого предложения говорит о том, что даже самые ярые болельщики Тиммана не очень верили в его победу, но уж очень хотелось им увидеть матч на первенство мира с участием голландского шахматиста. Карпов и Тимман прекрасно знали друг друга, ведь первую партию они сыграли ещё в 1968 году в голландском Гронингене на международном юношеском турнире на кубок Нимейера. Партия игралась в предпоследнем шестом туре и уже на восемнадцатом ходу завершилась вничью. В итоге Карпов стал победителем турнира, набрав 5,5 очков из семи. В дальнейшем этот турнир был преобразован в чемпионат Европы среди юношей…Кстати, хороший вопрос для шахматной викторины: «Сколько всего матчей сыграли друг с другом Карпов и Тимман?» Не убеждён, что правильно ответят на вопрос даже те, кто неплохо знает историю шахмат. Большинство ответит, что таких матчей было два — финальный матч претендентов 1990 года и матч на первенство мира ФИДЕ в 1993 году, и это будет неправильный ответ! На самом деле было три матча, и если в 1990 году они играли вблизи экватора, то третий матч состоялся в 2016 году в заполярном Мурманске(!). То что об этом матче известно не так много, удивлять не должно. Это был выставочный, товарищеский матч старых соперников, которым было уже по 65 лет. Матч проводился в рамках большого шахматного фестиваля и во многом был его украшением. Интересно, что победителем матча стал Тимман, со счётом 2,5:1,5. Три партии закончились вничью, а в одной голландец победил, благодаря зевку Карпова в равной позиции. Тимман конечно был доволен победой над историческим соперником, но во всех интервью говорил о случайности такого результата. Мол Карпов очень занятой человек и ему не до шахмат и поэтому спортивные итоги матча всерьёз воспринимать не стоит…Но тогда, в 1990 году в Малайзии, все было весьма серьезно, на кону стояло право на участие в очередном матче на первенство мира.

Оставьте комментарий